Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Вот и завершается Седмица сырная (масленица) – сплошная.
Праздники марта месяца
2 марта – Прощеное воскресенье (заговенье на Великий пост).
– сщмч. Чудотворца Ермогена, патриарха Московского.
9 марта – Торжество Православия
– Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
15 марта – Поминание усопших.
– Иконы Божией Матери «Державная».
16 марта – свт. Григория Паламы.
20 марта – Иконы Божей Матери «Споручница грешных».
22 марта – Сорока мучеников Севастийских.
23 марта – Неделя Крестопоклонная.
25 марта – свт. Георгия Двоеслава.
29 марта – Поминание усопших.
30 марта – прп. Иоанна Лествичника.
– прп. Алексия, человека Божия.
Слово на начало Великого поста
Великий пост – дорога подвигов, и нам необходимо знать, куда ведет этот путь, к какой цели.
Цель эта – Христос, наше соединение с Ним.
Пост, молитва и покаяние завершается чистосердечной исповедью перед духовником и причастием Святых Христовых Тайн, через которые мы соединяемся с Христом, так что Христос прибывает в нас, а мы в Нем.
Великий пост продолжителен – он длится семь недель. В конце его величайший христианский праздник – Пасха, Светлое Христово Воскресение, уверяющее в том, что Христос, Которого мы принимаем в Святых Тайнах – Живой, Воскресший – вечно Живущий. Быть вместе с Живым Христом – это значит быть в Царстве Небесном.
Когда мы слышим о Царстве Божием, то вспоминаем слова Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,2-3; Мк. 10,15). Задумаемся над этими словами. Мы, взрослые, конечно не можем вновь стать детьми. Следовательно, нам надо заимствовать от детей какие-то добрые качества, которые мы утратили. Дитя способно слушаться. Будем и мы послушны голосу Святой Церкви. Церковь говорит нам: испроси прощения у ближних своих за все обиды, которые ты им или они тебе принесли.
А хороший пример тому – дитя.
Дети очень быстро мирятся друг с другом, после ссоры скоро забывают обиды, охотно просят прощения, если сами в чем виноваты. Так должны поступать и мы, взрослые. В отношении послушания, миролюбия и готовности прощать и забывать обиды мы должны подражать детям. И мы стараемся и учимся это делать сегодня, когда с особым воодушевлением говорим друг другу «прости» и «прощаю».
И всё-таки мы несовершенны и, может быть, поэтому помним обиду даже после того, как от всего сердца скажем обидчику «прощаю».
Это состояние можно понять, если привести такое сравнение: обида подобна телесной ране. Пока она открыта и кровоточит, это непрощенная обида. Когда враг омоет рану и наложит повязку, и рана начнет заживать – это обида, которую мы со всем желанием простили. Но и заживающая рана ещё приносит боль. Так болит наше сердце от духовной раны – обиды, которую мы волей и разумом уже простили. Мы уже на правильном пути, но ещё не совершенны. Полное искупление наступит тогда, когда мы забудем обиду, тотчас после примирения, и, подобно Апостолу Павлу, будем благодушествовать в обидах (2 Кор. 12,10) и тогда мир Божий сойдет в наши души и Господь будет с нами.
Чтобы ещё лучше понять, какое огромное значение имеет взаимное прощение обид для нашего спасения, приведу пример из жизни святого мученика Никифора (память 9(22) февраля).
Святой Никифор жил в III веке. Для Церкви то время было трудным. Нечестивые цари пытались принудить христиан к отречению от Спасителя мира. Христиане оставшиеся верными Господу Иисусу Христу, подвергались мучительным пыткам, но мужественно претерпевали их. Тогда жестокие палачи умерщвляли свидетелей истины (Лк. 24,48). Пострадавшие и принявшие смерть за Христа — суть святые мученики.
Святой Никифор был христианином и дружил с христианским священником Саприкием. Но однажды друзья поссорились. Через некоторое время Никифор пришел в себя и осознал греховность ссоры, раскаялся и пришел к Саприкию с просьбой о прощении. Саприкий наотрез отказал ему.
Так продолжалось много раз: Никифор просил прощения, а Саприкий был неумолим.
Вскоре в их город приехал нечестивый царь-гегемон и призвал на суд священника Саприкия, требуя отречься от Христа. Саприкий твердо держался в вере, стойко перенося множество мученических пыток. Язычник признал себя бессильным перед мужеством христианина и приговорил его к смерти через отсечение головы.
Оставалось Саприкию только стать на колени и преклонить голову, тогда воин отсек бы её, а Саприкий получил бы венец святого мученика, и Христос принял бы его в обители Своего Небесного Отца. Но вдруг на место казни пришел святой Никифор и, упав перед Саприкием, со слезами воскликнул: «Прости меня, святой мученик!»
В этот час в сердце Саприкия вспыхнула старая злоба, и он не захотел простить своего брата-христианина Никифора.
Произошло удивительное: благодать Божия оставили Саприкия. Он, который вынес тяжелые и долгие муки, он перед которым уже открылись двери рая, вдруг устрашился смерти и отрекся от Христа. «Не убивайте меня, — сказал он войну, — я готов принести жертву идолам». Царь приказал оставить жизнь Саприкию, а вместо него казнил святого Никифора. Так Никифор стал святым мучеником и вошел в рай Христов вместо Саприкия.
Дальнейшая судьба Саприкия неизвестна. О нем молчит церковное предание. Мы можем надеяться, что он впоследствии покаялся.
Братья и сестры!
Из жизни святого Никифора мы видим, как важно прощать друг другу от всего сердца, ибо «Слава и честь и мир всякому делающему добро» (Рим. 2,10).
Бог да простит и помилует всех нас!
Аминь.
Хочется свое слово закончить стихами великого русского поэта А. С. Пушкина.
Отцы пустынники и жены непорочны…
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.|
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.