ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(10 июня)
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории, после него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Этому событию посвящен одноименный двунадесятый Господский праздник. Будучи хронологически связанным с Пасхой, Вознесение относится к числу переходящих, или подвижных, праздников, не имеющих фиксированной даты. Оно всегда приходится на сороковой день по Воскресении Христовом, то есть на четверг шестой недели по Пасхе. В 2021 году отмечается 10 июня. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов. Согласно этим повествованиям,
после Своего воскресения из мертвых, Спаситель неоднократно являлся ученикам, укрепляя в них веру, открывая тайны Царства Божия и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, по прошествии сорока дней, Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, а после вывел их из города в маленькое селение Вифанию на гору Елеон. Подняв руки, Господь преподал апостолам Свое благословение и стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях святых апостолов уточняется, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам учеников явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Ученики, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошел Святой Дух. Церковное Предание свидетельствует о присутствии Богородицы при Вознесении Господнем, что нашло свое отражение в иконографии праздника – в центре композиции изображается Пресвятая Дева. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви, особенно же в таинстве Евхаристии. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям святого апостола Павла. Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, восшел со Своей Кровию в небесное святилище «и приобрел вечное искупление… Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:12, 24). В чем же духовный смысл Вознесения Господня? Во-первых, Своим Вознесением, по учению Церкви, Христос как бы проложил дорогу всем идущим за Ним и всем верующим в Него. Вот как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский: «Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на Небо и быть нашим путеводителем в горние страны… Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и
пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им». Во-вторых, важнейшим следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила прославление, полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Прославленная и обоженная плоть Иисуса Христа оказалась вознесена на Небо, сделавшись причастной славе и величию Сына Божия. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо, но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как говорит блаженный Августин, «Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересаждена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде висел на Кресте, а ныне восседит одесную Отца. Когда был на Кресте, дал за нас цену Искупления; когда вознесся – привлек к Себе то, что искупил». Кроме того, это событие напрямую связано с обещанным Иисусом ниспосланием на апостолов Святого Духа, которое и осуществилось спустя десять дней после Вознесения – в праздник Пятидесятницы; такое ниспослание Духа имело своим таинственным условием Восшествие Христа на Небо, к Отцу. Если бы Господь не вознесся, Дух не был бы послан к верующим в Спасителя. Говоря об истории возникновения этого праздника, стоит отметить, что до IV века воспоминание событий Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день. Однако уже во второй половине IV века Вознесение Господне выделилось в отдельное от Пятидесятницы торжество именно на сороковой день после Пасхи. Об этом свидетельствуют, например, проповеди святителей Григорий Нисского и Иоанна Златоуста. Праздник Вознесения быстро получил повсеместное распространение и вошел в число важнейших событий годичного богослужебного круга. Богослужение праздника представляет собой торжественное всенощное бдение с литией, чтением ветхозаветных паремий и полиелеем. В день Вознесения утром совершается Божественная литургия. Священнические облачения в Вознесение Господне – белые.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.