НЕДЕЛЯ 5я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНКЕ
(30 мая)
В пятое воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает эпизод, описанный в Евангелии от Иоанна – беседу Христа с женщинойсамарянкой. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос со Своими учениками проходил через Самарию. Между иудеями и самарянами существовала вековая вражда, но это был кратчайший путь. Другая дорога – в обход Самарии – лежала через Иордан по восточному берегу реки, потом еще раз через Иордан, и она занимала вдвое больше времени. У города Сихарь (Сихем) стоял хорошо известный колодец, выкопанный еще праотцом Иаковом. Здесь Иисус, утомленный
долгой ходьбой, присел отдохнуть, ученики пошли купить еды в самарянском городе. Стоял знойный полдень, самая жара, Иисус хотел пить, но Ему нечем было почерпнуть воду из глубокого колодца. И вот к колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом. Остается загадкой, почему ей понадобилось прийти туда, ведь колодец находился на расстоянии около одного километра от Сихаря, где она жила, и в селении наверняка была вода. Может быть, ее считали столь безнравственной, что женщины прогоняли ее от деревенского колодца и она вынуждена была ходить за водой сюда, причем не с утра в прохладе, а в жаркий полдень, чтобы никому не попадаться на глаза. Иисус попросил у нее напиться; она с удивлением обернулась. «Я самарянка, а Ты иудей, – сказала она, – как же Ты можешь просить у меня напиться?» Почему женщина так удивилась словам Спасителя? Иудеи и самаряне враждовали уже много веков и избегали любого общения друг с другом. Около 720 года до Рождества Христова ассирийцы вторглись в Северное Царство – Самарию, захватили и подчинили его себе. Практически все еврейское население они увели в Ассирию (4Цар. 17:6), а в этот район привели других жителей-язычников из Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваим (4Цар. 17:24). Но все же невозможно было увести в рабство весь народ: кое-кто из жителей Северного царства остался. Они начали вступать в браки с вновь прибывшими иноземцами и, тем самым, совершили непростительный для иудеев грех – потеряли свою расовую чистоту. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали языческие обычаи и идолов; они отвергли писания пророков и все предания, а потому были для иудеев хуже язычников.
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ
(2 июня)
Святитель Алексий (†12.02.1378) – митрополит Московский и всея Руси, государственный деятель, дипломат. Празднование 2 июня установлено в честь обретения мощей святого. Родился в знатной боярской семье Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита). Алексий (в миру, по разный данным, Елевферий или Симеон) выучился грамоте в раннем возрасте и уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после одного чудесного случая. Юноша раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос, называвший его
монашеским именем: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». В возрасте около двадцати лет он принял постриг в одном из московских монастырей, где и провел долгие годы в строгих иноческих подвигах. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого не ранее 1344 года Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Киевского и всея Руси Феогноста и переселился на митрополичье подворье. В период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил Алексия «в свое место митрополитом»; 6 декабря 1352 он был рукоположен во епископа Владимирского. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика – согласно духовной грамоте великого князя Симеона († 26.04.1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев – князей Ивана и Андрея. После получения согласия Константинопольского Патриарха на утверждение кандидатуры Алексия, святитель сам отправился в столицу Византии, где провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года, согласно ей, Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Той же грамотой город Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(3 июня)
Владимирская икона Пресвятой Богородицы – одна из великий святынь России, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. Создание этой известнейшей иконы обычно связывают с именем апостола и евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно святым Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон, возможно, и является Владимирский образ. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение византийского искусства, принадлежащее кисти константинопольского мастера, и датировали ее от XI века до 1-й пол. XII века. На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала она находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, где сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.