СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
(28 марта)
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, отец и учитель Церкви, родился около 1296 года в Константинополе. Семья принадлежала к аристократическому роду. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, Григорий находился под покровительством императора Андроника II Палеолога и сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал святителю содействие. Он получил классическое образование, изучал грамматику, риторику,
физику и логику, особенно любил греческого философа Аристотеля. Григория, обладавшего разнообразными дарованиями, ждала быстрая и успешная карьера. Но в возрасте 18-20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни под руководством опытных старцев, от одного из которых принял монашеский постриг. При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не значащую суету, отречься от благ мира сего и поступить в Константинопольские обители. В 1325 году Григорий Палама принял священнический сан. Около 1332 года святитель начинает писать богословские сочинения: проповеди, полемические трактаты, богословские труды. Но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и фаворском свете: подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Большинство работ святителя Григория были написаны в ходе полемики с рационалистически настроенным калабрийским монахом Варлаамом и позже примкнувшим к нему Григорием Акиндином. Варлаам грубо высмеивал молитвенную практику афонских монахов-исихастов, якобы стремящихся путем механических действий достичь созерцания Бога. Опыт созерцания Божественного света, который был известен исихастам, воспринимался Варлаамом как чувственное и соблазнительное явление бесовского характера; монахов он называл двубожниками, а Бога – непознаваемым.
Григорий прежде всего защищает монашескую практику Иисусовой молитвы, настаивая на том, что молитва – не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание. По учению Паламы, душа – это «единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием»; телесным органом, в котором локализован ум человека, является сердце, и именно в него следует заключать ум.
ПРП. МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ
(30 марта)
Преподобный Макарий (в миру – Матвей Васильевич Кожин) был старшим сыном благочестивых кашинских бояр-землевладельцев Василия Кожина и праведной Ирины. В семье кроме него было четверо детей. Один из братьев Матвея – Григорий (в иночестве Геннадий) в 1461–1477 гг. был Тверским епископом; другой брат преподобного, Александр, положил начало дворянскому роду Кожиных; а его сестра Ксения была матерью преподобного Паисия Угличского и вместе с мужем, дмитровским боярином Иваном Гавреневым, почитается как местночтимая Угличская святая. Против своего желания, но по воле отца Матвей женился (вероятно, в 1421) на представительнице знатного тверского рода Елене Ивановне Яхонтовой. Он прожил с женой «в всякой добродетели и чистоте, не прикосаяся к ней никогда же». Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матвей потерял отца и мать, а еще через два – скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матвей поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий. Преподобный провел там немногим более 10 лет, построил, по преданию, для монастыря мельницу и вырыл колодец, после чего с 7 монахами покинул обитель. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Монахи водрузили на новом месте крест, построили кельи и за 40 дней возвели храм во имя Святой Троицы, положив начало калязинскому Троицкому монастырю. Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен. Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. Довольно быстро обитель приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей – и знатных, и простолюдинов, – просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский и преподобный Паисий Угличский.
СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
(31 марта)
Святитель Кирилл родился в Иерусалиме в благочестивой христианской семье. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима святитель Кирилл стал его преемником на Иерусалимской кафедре. В сане Иерусалимского архиепископа святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима. В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме произошло чудесное знамение, получившее широкую известность: на небе явился Честной Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. При появлении столь необычайного чуда все пришли в страх, оставили дома, площади, торговлю, и с детьми, с женами, сбежавшись в церковь, стали единогласно прославлять Христа и усердно исповедовать Бога. Впоследствии память об этом чуде стала праздноваться в Церкви ежегодно. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию II (351–363), надеясь обратить его в православие. Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя. Факт непосредственного обращения епископа Иерусалима к императору стал дополнительным источником раздражения для арианина Акакия, митрополита Кесарийского. Конфликт между святителем Кириллом и Акакием перешел в открытую форму в середине 50-х годов IV века. Наконец, в 357 году Акакий собрал собор епископов митрополии и под надуманным предлогом низложил архиепископа Кирилла. Предлог состоял в том, что святитель распродал священные сосуды и церковные завесы, чтобы помочь неимущим, поскольку в стране наступил голод; в результате некто, пожертвовавший в Иерусалиме драгоценную ткань для богослужебных нужд, увидел ее на актрисе и поднял шум.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.