Еженедельная приходская стенгазета

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВДОКИЯ

(14 марта)

Святая Евдокия по происхождению и вере была самарянкой. Она жила в Гелиополе Финикийском в правление императора Траяна (98-117). Отличаясь необыкновенной красотой и стройностью, она вела греховную жизнь, торгуя своим телом, и собрала огромное богатство. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила женщина. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и
Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. От монаха Евдокия узнала о христианстве и о загробной жизни, уверовала всем сердцем и приняла Крещение. Евдокия отдала свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту на нужды бедных и приняла постриг в женской обители близ монастыря, где подвизался Герман. После смерти игумении Харитины за строгую аскетическую жизнь Евдокия была избрана ее преемницей. Один из бывших поклонников Евдокии, по имени Филострат, пришедший в обитель и пытавшийся убедить ее вернуться к прежней жизни, упал замертво, когда святая дунула ему в лицо. По молитве Евдокии Филострат воскрес, раскаялся и уверовал во Христа. Местному правителю Аврелиану донесли, что Евдокия хранит в монастыре несметные сокровища, и тот послал комита с отрядом в 300 воинов для разорения монастыря. Воины окружили обитель и хотели напасть ночью, но, удерживаемые божественной силой, долго не могли ни на шаг подступить к монастырю. На третий день на них напал огромный змей, из отряда уцелели комит и три воина. Тогда Аврелиан отправил своего сына, чтобы взять монастырь, но по дороге тот упал с лошади и разбился насмерть. Скорбя о сыне, Аврелиан по совету Филострата отправил к Евдокии трибуна Вавилу с просьбой возвратить его к жизни. По молитве святой юноша воскрес. Аврелиан со всей семьей крестился, его сын впоследствии стал епископом Гелиополя, а дочь Геласия приняла постриг в обители, где подвизалась Евдокия.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»

(15 марта)

Икона Богородицы «Державная» – чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола императора Николая II Александровича, будущего царственного страстотерпца. Жительнице деревни Починок Бронницкого уезда крестьянке Евдокии Андриановой дважды явилась во сне Пресвятая Богородица. 13 февраля Евдокия услышала только слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Через две недели она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную Женщину, лик Которой был сокрыт, но Евдокия своим сердцем признала Царицу Небесную. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском близ Москвы она поняла, что церковь Вознесения Господня и есть та самая, которую она искала. Вместе с настоятелем священником Николаем Лихачевым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ. В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал: «икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего…» Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки и рассылали по стране, большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское. Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед «Державной» иконой молилась преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. Служба и акафист «Державной» иконе были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие новой иконе, названное Акафист акафистов.

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

(17 марта)

Святой Даниил Московский († 5.03.1303) – четвертый и младший сын благоверного князя Александра Ярославича Невского. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя – князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. После смерти дяди в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья. Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила
Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Тажке основал Богоявленский монастырь, постоил Спасопреображенскую церковь в Кремле. На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем. Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил князя Константина, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял – это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа – не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель – князь Даниил Александрович твердо придерживался

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА, АРХИЕПИСКОП СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ

(18 марта)

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Родился будущий святой в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и
собирался поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, он решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал медицину. Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в эвакуационном госпитале в Чите, где он заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия Анной Ланской, у них родилось четверо детей. В дальнейшем при работе Анна Васильевна оказывала мужу важную помощь в амбулаторном приеме и в ведении истории болезней. После войны Валентин Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским, «мужицким», врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переславле-Залесском.

№235 14.03.2021 Стенгазета А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели