Преподобные Кирилл и Мария,
родители преподобного Сергия Радонежского
(31 января)
Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Супруги уже имели сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного
Сергия. В житии святого повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца. Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ
(2 февраля )
Преподобный Евфимий – один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Родился в городе Мелитена римской провинции Малая Армения. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мученика Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет которого Церкви будет даровано Богом веселье. В три года Евфимий лишился отца и по просьбе матери был принят на воспитание епископом Мелитенским Отрием, который крестил его, воспитал и провел через все степени низших церковных должностей, затем рукоположил во иерея и поручил ему надзор за окрестными монастырями. Евфимий имел горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Священного Писания, на период с праздника Богоявления до Пасхи он уходил в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам, и, узнав об их добродетелях, пришел в Фаранскую лавру преподобного Харитона, но поселился в келии за ее пределами рядом с другим отшельником Феоктистом. Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни. Спустя пять лет они вдвоем переселились в пустыню Кутила, где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились, к отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками преподобного Евфимия. Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к преподобному Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним, или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители. Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом. Около 420 года Евфимий исцелил сына арабского филарха, принявшего крещение с именем Петр (вместе с ним крестился и его народ, для которого позднее Петра рукоположили во епископы). Известие об этом привлекло в монастырь людей, искавших наставления и исцелений. Тяготясь людским вниманием, Евфимий оставил монастырь и перешел в пустыню Зиф, близ Мертвого моря.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК
(3 февраля )
Преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился в семье богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре. В трудах послушания, подвигах иноческой жизни и ученых занятиях преподобный Максим провел на Афоне около десяти лет.
В 1515 году великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему в Москву монаха Савву для перевода духовных книг из княжеской библиотеки. Однако последний был настолько стар и немощен, что монахи решили послать вместо него молодого и ученого Максима Грека. Покидавший Афон преподобный Максим не знал ни книжного церковнославянского, ни разговорного русского языков. Последнему он научился за три года пребывания в Царьграде с сопровождавшими его на Русь посланниками великого князя. Церковнославянскому он учился уже в Москве, делая переводы греческих книг из богатой княжеской библиотеки. Первым трудом Максима Грека был перевод Толковой Псалтыри – одной из самых популярных книг Древней Руси. Переводил еще не знавший церковнославянского языка Максим с греческого на латынь, стараясь при этом сохранить верность подлиннику; с латыни на славянский переводили тексты данные ему в помощь Димитрий Герасимов и Власий. Через полтора года текст перевода был передан великому князю и одобрен митрополитом Варлаамом, ставшим покровителем преподобного при московском дворе. Несмотря на просьбы преподобного Максима отпустить его на Афон, он был оставлен в Москве переводить толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Преподобный усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того что славянский язык не был для него родным, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды греческого монаха. Когда же московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.