Еженедельная приходская стенгазета

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ

(29 ноября)

Святой апостол Матфей, именуемый также Левием, брат апостола Иакова Алфеева, был мытарем, то есть сборщиком налогов для Рима. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев предателями, изменниками родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же, как «грешник» или «идолопоклонник». Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним – осквернением. Господь Иисус Христос остановил Свой взор на презренном мытаре и сказал ему: «Следуй за Мной».
Всем сердцем внял Матфей зову Христа, принес глубокое покаяние и стал с тех пор верным учеником Господа. Он всюду следовал за Христом по Галилее и Иудее, был вскоре причислен к лику двенадцати апостолов, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо. Восприняв благодатные дары Святого Духа, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале восемь лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира – Богочеловека Иисуса Христа и Его учение. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста. Святой апостол Матфей писал Евангелие для христиан из евреев. Одна из главных целей Евангелия от Матфея заключалась в том, чтобы показать, что в Иисусе исполнились все ветхозаветные пророчества и, потому, Он должен быть Мессией. Одна фраза, вновь повторяющаяся тема, проходит через всю книгу: «Так сбылось, что Бог говорил через пророка». Рождение Иисуса и Его имя – исполнение пророчества; а также бегство в Египет; избиение младенцев; поселение Иосифа в Назарете и воспитание там Иисуса; сам факт того, что Иисус говорил притчами; триумфальный въезд в Иерусалим; предательство за тридцать сребреников; и бросание жребия за одежды Иисуса, когда Он висел на Кресте. Автор Евангелия от Матфея поставил своей главной целью показать, что в Иисусе воплотились ветхозаветные пророчества, что каждая деталь жизни Иисуса была предвещена пророками, и, тем самым, убедить иудеев и заставить их признать Иисуса Мессию. Многие подробности событий и изречений Спасителя сохранены только в Евангелии от Матфея: например, об уклонении книжников и фарисеев от смысла и духа Ветхого Закона, о судьбе народа израильского — их ожесточении и отвержении и другие.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

(30 ноября)

Преподобный Никон – ученик, сподвижник и преемник преподобного Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря. Родился в городе Юрьеве-Польском в 1352 году. С детства имел склонность к монашеской жизни и, узнав о Сергии Радонежском, захотел стать его учеником. Придя в обитель преподобного Сергия, Никон не был принят в число братии. Провидя в юноше духовное дарование, Троицкий игумен захотел, по-видимому, испытать смирение и терпение Никона и отправил его к одному из своих ближайших учеников – Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря. Никон повиновался и поступил в Высоцкий монастырь. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Достигнув тридцати лет, будучи рукоположенным в иеромонаха, он вновь пришел к преподобному Сергию и был принят им в число братии Троицкого монастыря. Видя добродетели Никола, авва Сергий даже поселил его в своей келье и сделал своим учеником, что способствовало еще большему духовному росту молодого иеромонаха. Святой Сергий, видя возрастание преподобного Никона, возложил на него часть своих забот о братии, а впоследствии, за шесть месяцев до своей кончины, «игумен земли Русской» полностью передал своему ближайшему ученику попечение о монастыре и братии. 25 сентября/8 октября 1392 года преподобный Сергий отошел ко Господу. Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушел в затвор, оставив руководство монастырем преподобному Савве Сторожевскому. В 1398 году Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода, где основал свой Саввино-Сторожевский монастырь, и преподобный Никон, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырем. В конце 1408 года Русь постигло нашествие хана Эдигея. Братия монастыря, во главе с игуменом Никоном, извещенная заранее явлением преподобного Сергия о приближающемся набеге татар, на время удалилась из монастыря, который был сожжен кочевниками дотла, удалось спасти только книги и священные сосуды. Вернувшись на пепелище обители Святой Троицы, преподобный Никон с братией приступили к восстановлению оскверненного татарами монастыря.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

(2 декабря)

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, является крупнейшим деятелем Русской Православной Церкви в XIX столетии. Он соединял в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта. Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (1821–867 гг.), в царствование императоров Александра I, Николая I и Александра II. Родился будущий святитель 26 декабря 1782 года в городе Коломне
Московской губернии, в семье соборного дьякона и преподавателя семинарии, впоследствии рукоположенного в сан священника. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Образование получил в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях. 21 ноября 1803 года, блестяще завершив курс и выдержав экзамен, произведенный лично Московским митрополитом Платоном (Левшиным), он был определен в семинарию учителем греческого и еврейского языков. Со временем раскрылся его ярчайший дар слова, Василий Дроздов был назначен лаврским проповедником и получил должность учителя поэзии, позднее перемещен в класс высшего красноречия и риторики. Под влиянием владыки Платона молодой преподаватель все более склонялся к избранию иноческого пути. 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет, а 21 ноября митрополит Платон совершил его рукоположение в иеродиакона. Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург. В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того, он преподавал церковную историю. Удостоившись сана иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе – доступностью. Вскоре о нем говорили и на дальних окраинах Петербурга, и в самых высоких светских кругах. В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской. Благодаря энергии нового ректора, высшая духовная школа северной столицы стала примером для всех подобных учебных заведений.

Стенгазета №218 29.11.2020 А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели