ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
(8 ноября)
Великомученик Димитрий († ок. 306), один из наиболее чтимых святых в православном мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют святого Димитрия Мироточцем, т. к. его мощи источали миро, а в византийский текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес Димитрия Солунского связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти святого Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой. Святой Димитрий происходил из знатной семьи и сделал блестящую карьеру во время правления императора Максимиана Галерия: носил сан сенатора, затем стал проконсулом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания консула. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь. Он был схвачен солдатами и приведен к императору. Поскольку Максимилиан в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над святым Димитрием, которого заключили в подземелье терм. Там Димитрию явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Нестор, друг и последователь Димитрия Солунского, вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, который происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии и Фессалонике. Юноша пришел к святому в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был обезглавлен у Золотых ворот.
ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ
(9 ноября)
Преподобный Нестор – древнерусский летописец и агиограф. Родился в 50-х годах XI века в Киеве. О точной дате рождения, о подробностях его детства и отрочества нам ничего не известно. Юношей он пришел к преподобному Феодосию в КиевоПечерскую обитель и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из
Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия Печерского, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В летописи излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года. Исторические факты тесно переплетаются в ней с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдает в авторе мужа большой учености и веры.
ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ
(11 ноября)
Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, он поселился в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова.
В чудном видении предстал перед Авраамием святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Авраамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. Это был первый монастырь на северо-востоке Руси. В память чудесного явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Авраамием, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в Законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.