СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ
(19 января)
Крещение Господне, или Богоявление, – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь события евангельской истории – крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей. Описание события праздника дано у всех четырех Евангелистов. Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное». Пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. При этом, он настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Приходивших к нему и открыто исповедовавших свои грехи людей Предтеча крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружения кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему. Во время одной из проповедей Иоанна к нему на берег Иордана пришел Иисус Христос. Будучи безгрешным и чистым изначально, Господь не нуждался в крещении покаяния, однако по великому смирению Он принял крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Под «правдой» имеется в виду соблюдение заповедей Божиих и Его святой воли, и в то же время верность Бога обетованиям, данным ветхозаветным патриархам. То есть Крещение является составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает Иоанн Предтеча, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Мессия) явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Своим погружением в Иордан Господь освятил, преобразил, наполнил жизнью водное естество и с ним весь мир. Благодаря тому что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом» – то есть таинство Крещения, которое открывает верующим вход в Церковь. При крещении Спасителя также произошло великое чудо Богоявления. Впервые в истории человечества единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, явил Себя людям в Трех Лицах: Господь Иисус Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13–17). Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день «Троическое явися (открылось) поклонение». Вот как пишет об этом свт. Григорий Палама: когда Христос «крещается от Иоанна… и восходящему ему от воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца… и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим Свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий…»
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ
(22 января)
Святой Филипп (в миру Феодор) родился в 1507 году и происходил из знатного рода бояр Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Его отец Степан Иванович готовил сына к государевой службе, мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия. По своему высокому происхождению юноша часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна IV. По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 4:24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. За эти годы он был пострижем в монашество с именем Филипп.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.