СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ, ПАПА РИМСКИЙ
(8 декабря)
Священномученик Климент – один из мужей апостольский, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента. Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него Святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников (Флп.4:3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие священномученика сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ
(9 декабря)
Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий), первый епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский, был сыном сын священника; его предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, по окончании которой, в 1706 году, был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1710 году вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и сначала преподавал словесность, а в 1714 году сделан префектом Академии и преподавателем философии, метафизики и нравственного богословия; наблюдал в то же время и за порядком жизни академистов. В 1719 году святитель Иннокентий в числе 36 монашествующих был вызван в Санкт Петербург, в Александро-Невский монастырь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом святителя состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли русского флота. В 1721 году святитель Иннокентий был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине, «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало». В апреле того же года епископ Иннокентий вместе с двумя иеромонахами, двумя иеродиаконами, пятью певчими, поваром и двумя служителями отправился в Китай. Из Санкт-Петербурга до Иркутска миссия добиралась более 11 месяцев. По прибытии он направил несколько писем «Тушетухану владельцу мунгальскому», чтобы миссии было разрешено въехать в Китай. Временно остановился в селенгинском во имя Святой Троицы монастыре, но ответа на письма так и не получил. Китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
(10 декабря)
Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой иконы, отмечаемый 10 декабря. Икона Божией Матери «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы), – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых
иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира. В этом первом значении термин «Знамение», вероятно, связан с известным мессианским пророчеством: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Иконы данного типа появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 году. В связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны Божией Матери». Согласно рассказам летописей, в этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.