ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ
(4 апреля)
Преподобный Исаакий (2-я пол. IV—V в.) происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364—378). Когда император собирался на войну с варварами (речь идет о походе против вестготов 378 г.), Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но два ангела чудесным образом избавили преподобного от гибели. Придя к
императору в последний раз, Исаакий предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями. После смерти Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379—395). Услышав о пророчестве Исаакия, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого Исаакий, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К Исаакию приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далматский монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней. Почувствовав приближение смерти, Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником. После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Святой Ирины (которая тогда была кафедральным собором). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви святого Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Преподобный Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТУЧНАЯ ГОРА»
(6 апреля)
История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены отлично и в срок. Видя столь похвальное усердие Волчанинова, настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери, которую он увидел на полу на левом клиросе собора. Видимо она находилась там «за излишеством». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий. Один неблагоговейный внук Космы нарушил дедов наказ и вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова). В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием. На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(7 апреля)
Благовещение (т.е. благая, добрая, радостная весть) – один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога–Слова. Отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) – ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Чаще всего праздник приходится на период Великого поста, однако может совпадать и с пасхальным торжеством – по среду Светлой седмицы включительно. События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой (Лк. 1:26–38). По Церковному преданию, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, поэтому пишет о Ней чаще и больше других. В своем Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел
Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества, которые было дано устами Пресвятой Девы. Поэтому в тропаре праздника это событие названо «началом нашего спасения».
Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.