НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ

(30 декабря)
Два предшествующие Рождеству Христову воскресенья имеют единую литургическую тему и называются «Неделя святых праотец» и «Неделя святых отец». В эти воскресные дни поименно воспеваются предки Христа по плоти и вообще все ветхозаветные праведники, благочестивые жены и пророки, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя, предвозвестили Духом Святым воплощение Бога–Слова. Пресвятая Богородица в этих службах прославляется как плод всего предыдущего развития человеческого рода, как лучшая из женщин, как Та, Которую предвозвещали пророки и патриархи. Список праотцов в богослужебных текстах начинается с первозданного Адама, которого Церковь называет отцом всех людей: Адама перваго почтим рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго. За преслушание заповеди, данной в раю, он изгнан из рая и приговорен с потомками, наследовавшими от него грех, к смерти, но вместе утешен был обетованием о Семени жены, которое «сотрет главу змия» (Быт. 3:15), т.е. об Искупителе, который родится от жены без участия мужа и победит диавола, разрушит царство его – царство лжи и суеверий. Авель восхваляется как первый мученик, пострадавший от «скверноубийственной руки» своего брата; Ной — как «началовождь» второго мира, сохранивший невредимым Божий закон; Авраам — как «друг Божий», удостоившийся видения Святой Троицы, насколько это возможно для человека, и ставший отцом «безчисленных языков»; Исаак — как «образ Христовы Страсти». Об Иакове говорится, что он «брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся» (боролся с Ангелом и был наречен «умом, видящим Бога»); об Иосифе — что он был брошен в ров «во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа»; об Иове — что он был «кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен».

МУЧЕНИК ВОНИФАТИЙ (1 января)
Святой Вонифатий, мученик Тарсийский, пострадал при императоре Диоклетиане. Был рабом и главным управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия, и находился в незаконной любовной связи со своей незамужней госпожой. Вонифатий вел распутную жизнь, но был милосердным, щедрым и гостеприимным. Будучи христианкой, Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия в Малую Азию, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо
мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Приехав в киликийский город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел в амфитеатр, где судья Симплиций истязал 20 христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и оковы и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко, а в городе произошло сильное землетрясение; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (2 января)
Праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. В детстве Иоанн отличался слабым здоровьем, часто болел и едва не умер от оспы. С ранних лет он любил церковное богослужение, проявлял удивительную любознательность и интерес к тайне природы и всего живого. Мальчик с вниманием относился к немощным и слабым, и односельчане нередко просили его помолиться в случае горя и нужды. Когда Иоанн подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское приходское училище. Первые годы учебы были очень сложными: грамота мальчику никак не давалась, не получалось запомнить преподаваемый материал. Но однажды после долгой ночной молитвы в учении наступил резкий перелом. Постепенно Иоанн перешел из последних учеников в число лучших. По завершении курса он был переведен в семинарию, а по ее окончании, в 1851 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счет.

Стенгазета №120 30.12.2018 А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели