Еженедельная приходская стенгазета

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПАСХЕ, АНТИПАСХА

(9 мая)

Антипасха – праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Пасхи, другие названия: Фомина Неделя, Новая Неделя. В народе этот день называют еще красной горкой, так как это первый день после многодневных Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, когда позволяется совершать таинство Брака. Слово «Антипасха» буквально означает «то, что вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение и обновление. Богослужение этого воскресенья связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам: в «первый день недели вечером» и «после восьми дней», – о чем повествует евангельское чтение на Литургии (Ин. 20:19–31). В сам день
Светлого Воскресения вечером Господь Иисус Христос явился собранным в Сионской горнице апостолам, показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… В этот момент Фома отсутствовал и не поверил рассказам других апостолов о Воскресении Христа: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25) Вторично явившись ученикам по прошествии восьми дней, Спаситель призвал сомневавшегося Фому к осязанию Своих ран, и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» На что Христос сказал апостолу: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29). Эти слова обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

МУЧЕНИКИ КИЗИЧЕСКИЕ

(12 мая)

Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданелльского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла. Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Святые Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон происходили из разных городов, различались возрастом и положнением в обществе. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры. За проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. Кизические мученики стойко переносили пытки, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность святых, он заключил их в темницу. Спустя семь дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы († ок. 284–292). Один благочестивый муж выкупил у стражников тела Кизических мучеников и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса: исцелялись расслабленные, парализованные, бесноватые. Впоследствии к Кизическим мученикам обращались с молитвой при заболевании лихорадкой.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ

(14 мая)

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Достигнув 20-летнего возраста, Парфений оставил родительский дом и принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 года). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.
На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Преподобный Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни не желал снова быть игуменом, но, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью святой открыл следующее: «…Сама Пречистая Царица так решила, и, более того, пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией». Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Уже при жизни преподобного Пафнутия его монастырь был одним из известнейших в России. Его посещали Московские и другие удельные князья, и слава о нем шла по всей Руси.

Стенгазета №241 09.05.2021 А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели