Еженедельная приходская стенгазета

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ОНИСИМ

(28 февраля )

Святой апостол Онисим († ок. 106 г.) происходил из Фригии. Он был рабом Филимона, ревностного христианина из города Колоссы, известного твердостью веры и делами милосердия. Однажды Онисим обокрал хозяина и бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах. Услышав апостольское слово, Онисим осознал свой грех, обратился в христианство, принял крещение и вскоре явил плоды святых добродетелей. В тюрьме Онисим «как сын служил» апостолу (Флм. 1:10).
Святой Павел не хотел огорчать своего ученика Филимона и отослал к нему беглеца с письмом, ходатайствуя о его прощении и освобождении. Это Послание к Филимону — одно из четырнадцати дошедших до нас посланий святого Павла. Апостол Павел упоминает о нем также в Послании к Колоссянам (Кол. 4:9), называя Онисима «верным и возлюбленным братом». Добрый Филимон, с радостью согласившись на просьбу апостола, принял Онисима не как раба, а как брата и уже свободным отправил обратно к учителю, чтобы тот стал служителем Евангелия. После мученической кончины апостола Павла святой Онисим стал ревностно проповедовать учение о спасении. Он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Ефесе после апостола Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем Письме к Ефесянам. В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу, пылавшиему к нему особой ненавистью за то, что тот обратил в истинную веру жену его брата. Онисим с презрением говорил о почитании идолов, поэтому Тертилл приказал его пытать. Онисим не просто был безучастен к боли, но, казалось, даже испытывал радость в этом испытании. Через восемнадцать дней, видя, что твердость святого в заключении и при пытках привлекает к нему расположение язычников, тиран выслал Онисима в город Путеолы, недалеко от Неаполя. Несмотря на запрет властей, Онисим сразу же начал проповедовать Евангелие — и вскоре многие его слушатели обратились в христианство.

СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ,
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ

(1 марта)

Святитель Макарий родился 1 октября 1835 года в многодетной бедной семье с. Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юноши были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского. В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил псаломщиком, преподавал в Катехизаторской школе, изучал алтайский язык. По собственным воспоминаниям «исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращённых молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжёлого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом, шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его». 16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в СанктПетербурге и в Казани. Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ

(4 марта)

Преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в СанктПетербурге, где вскоре он был произведен в сержанты. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что этой же ночью он собрал вещи и спешно покинул столицу, сославшись на то, что ему нужно срочно посетить родительский дом. За городом он отпустил слугу и карету, а сам переоделся в нищенскую одежду и отправился пешком в поморские
леса, решив провести остаток жизни в тишине и уединении. После нескольких лет скитаний он был пойман сыскной командой, преследовавшей живущих по лесам, и как сержант гвардии отправлен для личного представления императрице Елизавете Петровне. Императрица простила Ушакова и предложила вернуться обратно в полк («Зачем ты тайно ушел из моего полка?»). Ушаков же отказался, попросив позволить ему стать монахом. Елизавета Петровна исполнила его просьбу, и в 1747 году (по другим данным – в 1748 году) в Александро-Невской Лавре он был пострижен в монахи с именем Феодор. Постепенно, слава о «необыкновенном монахе» (как его называл наследник престола Петр Федорович – будущий Петр III) распространилась по Петербургу, и к нему за советом и наставлением стало обращаться все большее число людей, в том числе и однополчан. Некоторые иеромонахи были этим возмущены и добились того, что Феодор в 1757 году был сослан в далекую Саровскую пустынь. Спустя время количество учеников так выросло, что старцу отдали обедневшую Санаксарскую пустынь, находящуюся неподалеку от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. К приезду преподобного Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные келии и ограда почти развалились, кровли сгнили. Преподобный энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 году Тамбовский епископ Пахомий (Симанский), зная преподобного Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля Санаксарской пустыни. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. На богослужения посвящалось в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни – десять и более того; при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения.

№233 28.02.2021 Стенгазета А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели