Еженедельная приходская стенгазета

СОБОР СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ

(17 января)

Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из семидесяти апостолов, Православная Церковь установила их общую память, чтобы, во-первых, показать равночестие всех семидесяти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании. По свидетельству святого апостола и евангелиста Луки, Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и еще семьдесят других. Двенадцать находились при нем, а семьдесят Спаситель посылал по два проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам (Лк. 10:1). «И сказал им: жатвы
много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:2–3). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16). Исполнив возложенное на них Господом дело благовестил, семьдесят учеников возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10:17), на что Господь ответил: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах» (Лк. 10:20). В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. Как повествует святой евангелист Иоанн Богослов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Число двенадцати апостолов восполнилось сразу по Воскресении Христовом апостолом Матфием (Деян. 1:23), а число семидесяти восполнилось мало-помалу из тех, кто был впоследствии обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла. Стремление отождествить их с теми 70 учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал Своих учеников.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

(19 января)

Крещение Господне, или Богоявление, – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь события евангельской истории – крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей. Описание события праздника дано у всех четырех Евангелистов. Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. При этом, он настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Приходивших к нему и открыто исповедовавших свои грехи людей Предтеча крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему. Во время одной из проповедей Иоанна к нему на берег Иордана пришел Иисус Христос. Будучи безгрешным и чистым изначально, Господь не нуждался в крещении покаяния, однако по великому смирению Он принял крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Под «правдой» имеется в виду соблюдение заповедей Божиих и Его святой воли, и в то же время верность Бога обетованиям, данным ветхозаветным патриархам. То есть Крещение является составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает Иоанн Предтеча, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Мессия) явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Своим погружением в Иордан Господь освятил, преобразил, наполнил жизнью водное естество и с ним весь мир. Благодаря тому что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом» — то есть таинство Крещения, которое открывает верующим вход в Церковь.

СОБОР ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

(20 января)

На следующий день после праздника Богоявления Православная Церковь чтит память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сам Господь Иисус Христос говорил о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Этими словами подчеркивается уникальность Иоаннова служения, которое является переломным моментом в Священной истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.
16:16). Но при этом Спаситель замечает, что, несмотря на величие Иоанна Предтечи, «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Святой Предтеча стал великим пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу. Святой Иоанн Креститель засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Поэтому святой Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы. Иоанн Предтеча, согласно Евангелию от Луки, родился в одном из городов Иудеи в семье праведного священника Захарии и Елисаветы, родственницы Пресвятой Богородицы. Супруги долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Однажды, когда Захария в свою чреду совершал каждение в Иерусалимском храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил, что по его усердной молитве Елисавета родит сына, который будет пророком и назореем «и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел до момента наречения имени новорожденному младенцу.

№227 17.01.2021 Стенгазета А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели