Еженедельная приходская стенгазета

ПРЕПОДОБНЫЙ КОРНИЛИЙ КРЫПЕЦКИЙ

(10 января)

Преподобный Корнилий (в миру – Поляков Лука Михеевич) родился в 1841 году в крестьянской семье, был пятым, младшим, ребенком. В родном селе Лука трудился пастухом, с отрочества отличался смирением; по свидетельству местных жителей, все проделки или проказы деревенских мальчиков он обычно приписывал себе. С детства Лука особо почитал апостола Иоанна Богослова, в 1875 году пришел в Крыпецкий монастырь, посвященный евангелисту. В 1876 году указом Псковской духовной консистории зачислен в послушники, трудился на скотном дворе, пас монастырских коров. По данным монастырских клировых ведомостей, был неграмотным. 12 декабря 1877 года Лука был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь Корнилия сотника. Основным послушанием инока стал сбор пожертвований на ремонт построек монастыря. Зная безупречную честность и добрый нрав монаха, жители окрестных сел охотно жертвовали ему свои сбережения. При этом Корнилий часто беседовал с верующими, наставлял их, постепенно стал известен как молитвенник, наделенный даром предсказаний и подвигом юродства. Некоторое время служил в обители гостинником. Радушного и кроткого Корнилия почитали как старца, множество мирян приходили в монастырь и обращались к нему за советом в духовных делах и бытовых нуждах. Он отличался великой любовью к людям, всех приходящих к нему чем-нибудь да угощал. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь – себе получишь!» Преподобный Корнилий предсказал монашество и старческое служение отрока В. И. Желнина (впоследствии Псково-Печерский иеросхимонах Симеон), рождение сына у церковного старосты П. Ильина, события жизни многих прихожан обители, время кончины родного племянника Степана и прочее. Особенно Корнилий доверял крестьянину Графову, которому рассказал о дне и часе своей смерти. Подвизаясь в юродстве, старец часто притворялся пьяным и даже каялся на исповеди в чужих грехах, обличая грехи и проступки как селян, так и монахов, чем смущал братию и духовника обители игумена Иоанникия. Графову же он признавался: «Мне вино пить, что на крест идти».

СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

(12 января)

Святитель Макарий родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении был наречен во имя Архистратига Михаила. Его отец, Леонтий, очевидно, вскоре после рождения сына скончался. Мать приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Решив избрать для себя монашеский путь, отрок поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью
своих иноков. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико. В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей прежде почившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской митрополии, которая к этому времени вдовствовала 17 лет. Многолетнее отсутствие епархиального владыки не лучшим образом сказалось на состоянии ее дел. Необходимые меры были направлены на реализацию решений соборов 1503–1504 годов. Было запрещено совместное проживание в монастыре иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях было предписано белым священникам. Светские лица, проживавшие при монастырях, оттуда были удалены. Будучи последовательным сторонником сильного монастырского хозяйства, новый архиепископ приложил немалые усилия для перевода новгородских монастырей на общежительный устав. Еще в 1528 году в епархии из 24 монастырей общежительными были только четыре, остальные – особножительными. Святитель Макарий, действуя убеждением на игуменов монастырей, добился, что к концу его служения в новгородской епархии число киновий достигло восемнадцати.

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

(14 января)

Великий праздник Обрезания Господня отмечается в Православной Церкви в память о событии, описанном в Евангелии от Луки. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. Этот обряд был настолько священный, что его можно было проводить даже в субботу, когда по закону запрещалось выполнять все иные занятия, не являвшиеся крайне необходимыми. При совершении обряда обрезания Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Подлинное обрезание состоит в том, что человек умирает и воскресает со Христом в таинстве Крещения, совлекая «греховное тело плоти» и наполняясь новой жизнью (Кол 2:11-14). Впоследствии ветхозаветная заповедь о необходимости совершать обрезание ребенка на восьмой день (Быт 17:12) служила доводом в пользу Крещения детей, особенно в случае опасности. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, а также истинным потомком Авраама. Если бы Он не принял обрезания, то никто бы и не признал в Нем обетованного Мессию. Обрезание при этом предуказывало на ту кровь, которую Христос должен был пролить со временем на Голгофе. Эти два события – обрезание и наречение имени – совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

№226 10.01.2021 Стенгазета А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели