Еженедельная приходская стенгазета

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ

(18 октября)

18 октября празднуется память Московских святителей Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.

Святитель Петр, митрополит Московский всея Руси (13081326). Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления: в страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Святитель Феогност (1328-1353) был помощником и твердой опорой Московских князей, вел активное каменное строительство в Кремле. В 1342 году предпринял поездку в Орду, где его встретили большие неприятности: кто-то сказал хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег, и хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Святитель Феогност перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 рублей разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком.

Святитель Алексий (1354-1378). Государственный деятель, дипломат и чудотворец. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями. В качестве церковного и государственного деятеля стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде. Святитель Алексий всемерно способствовал распространению на Руси общежительного монашества.

Святитель Киприан (1390-1406) явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг, осуществил литургическую реформу, ввел Иерусалимский церковный устав. Занимался переводом с греческого и переписыванием южнославянских книг. При святителе Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с «мартовского» года на «сентябрьский», активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей.

Святитель Фотий (1408-1431). В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар святитель сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Стараниями святого Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников.

Святитель Иона (1448-1461). В условиях падения Константинополя и проникновения в греческие земли Флорентийской унии утвердил автокефалию Русской Церкви. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. За труды на благо Церкви Христовой святитель удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.

Святитель Геронтий (1473-1489). Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; построен каменный митрополичий собор Ризы Положения; завершено строительство нынешнего здания Успенского собора. Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном III Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. Святитель Иоасаф (1539-1542). Участвовал в ожесточенной политической борьбе в период малолетства Иоанна IV Грозного, заботился о прекращении беспорядков. 3 января 1542 был низложен боярской группировкой князей Шуйских и сослан на Белоозеро в Кириллов монастырь. Позже он вернулся в Свято-Троицкий Сергиев монастырь, где и скончался.

Святитель Макарий (1542-1563). Последователь Иосифа Волоцкого. Созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлению житий. На Стоглавом соборе 1551 года утвердил основы Русского Православия. Открыл первую московскую типографию.

Святитель Филипп (Колычев) (1566-1568). До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишен сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси (1586-1605). Просветитель народов Поволжья и Сибири. Святитель ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. Отказался признать самозванца Лжедмитрия I и был изгнан им из Москвы.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612). Деятельность святителя совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Патриарх открыто выступал против иноземных захватчиков, призывая русский людей встать на защиту Родины, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. В 1611 году поляки совместно с некоторыми предателями из бояр насильно свели святителя Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (1821-1867). Великий архипастырь, столп Русской Церкви, крупнейший православный богослов XIX века, организатор перевода Библии на современный русский язык. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным. Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест».

Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский (1868-1879). Великий миссионер и просветитель. Обратил в Православие десятки тысяч людей в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Аляске и Алеутских островах. Стиль управления святителя Московской епархией отличался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе, активно занимался благотворительностью.

Святитель Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917). Известный миссионер, многолетний руководитель Алтайской духовной миссии. Был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет. Уделял большое внимание котонизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников. Беззаконно изгнан с Московской кафедры Временным правительством.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (1917-1925), первый после восстановления патриаршества в России. В условиях жесточайших богоборческих гонений смог сохранить Русскую Православную Церковь. Прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью.

Священномученик Петр Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937). Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Твердый защитник Православия и бескомпромиссный борец с обновленцами. Строгий ревнитель церковных правил и бессребреник. Претерпел многочисленные заключения, допросы, истязания и ссылки. Хотя Первосвятитель был лишен возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надежным островком твердости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти. 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Петр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ПЕНЗЕНСКИЙ

(23 октября)

Святитель Иннокентий (в миру — Смирнов Иларион Дмитриевич) родился в 1784 году в семье церковнослужителя. В 1804 году окончил Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Троице-Сергиевой лавры, преподавал различные дисциплины. 13 октября 1809 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Иларион был пострижен митрополитом Платоном в монашество с именем Иннокентий; на следующий день рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха.
22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии; 30 августа он был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.», изданное в 1817 году и служившего полстолетия в качестве учебного пособия в церковных школах. Не менее важное значение имели его труды: «Богословие деятельное подлежательное и практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры». Его деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ — в 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия. Владыка был дружен с митрополитом Филаретом (Дроздовым). С 7 апреля 1817 года — член Главного правления народных училищ. Избран действительным членом Академии Российской.

Стенгазета №212 18.10.2020 А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели