Еженедельная приходская стенгазета

СВЯТИТЕЛЬ МИХАИЛ,
ПЕРВЫЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ (13 октября)

Святитель Михаил, согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—992). Родом сириец или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением, он просил в Царьграде пастырей. Патриарх Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом.
Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году, где начал свое ревностное служение по распространению христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий и укреплении христианства. В Киеве была построена Десятинная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря. После крещения Киева посетил с проповедью крупные русские города – Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил языческих идолов, крестил многих людей, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг церкви, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставлен епископом свт. Феодор Грек.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (14 октября)

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ставший символом неустанного заступничества Божией Матери за род христианский, — один из самых почитаемых и любимых на Руси. Относится к числу великих праздников, но его богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам. Событие, послужившее основанием для торжества, относится к началу Х века — оно произошло в конце правления императора Льва Философа (886–911 гг.), во время нашествия на Константинополь варваров (сарацин или русов). При любом серьезном бедствии — а разного рода напасти постигали Византию часто — народ собирался для совместной молитвы во Влахернскую церковь, где были собраны чтимые иконы и святыни, связанные с Пресвятой Богородицей — мафорий и риза Девы Марии, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом. И в этот раз священники и жители города горячо молились в храме об избавлении от врагов, был среди них блаженный Андрей (славянин, попавший некогда в византийский плен), Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Вот как повествует о чудесном событии житие преподобного Андрея: «…в четвертом часу ночи (по современному счету времени — около 23 часов) увидел блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома (апостол Иоанн Богослов), держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: „Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?“ Он же ответил: „Да, отец мой духовный“. И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, который носила на Своей беспорочной главе и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а он был велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и покров, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там…»

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРИАН И МУЧЕНИЦА ИУСТИНА (15 октября)

Священномученик Киприан и мученица Иустина – христианские святые, пострадавшие в 304 году во время гонений императора Диоклетиана. Киприан жил в Антиохии Финикийской. Он был языческим мудрецом и известным жрецом, имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами. Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие обращались к Киприану в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. В том же городе жила юная христианка Иустина, посвятившая себя
Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. Она тоже была дочерью языческого жреца, но в юности приняла христианство и убедила родителей сделать то же самое. К ней посватался богатый молодой язычник Аглаид «добр родом и богат зело», но Иустина отказала ему, хотя он настойчиво продолжал свои ухаживания. Аглаид обратился к знаменитому магу Киприану с просьбой приворожить молодую девушку. Неудачливый жених обещал богатый гонорар, и Киприан охотно взялся за колдовство. Однако все магические приемы оказались безуспешными – Иустина молитвой и постом сокрушила все диавольские козни. Тем временем в городе началась эпидемия. Прошел слух, что могущественный волхв Киприан, потерпев неудачу в колдовстве, мстит за сопротивление Иустины целому городу, наведя на горожан смертельную болезнь. Перепуганный народ обратился к Иустине, считая ее виновницей мора и умоляя выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила людей, и, уповая на Бога, обещала скорое прекращение мора. Как только святая помолилась Богу, эпидемия прекратилась. Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа – молодой благочестивой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан прозрев, отрекся от дел диавола, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению. С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму, отдав на сожжение все свои книг и принял святое Крещение. Подвигом своей последующей праведной жизни Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому – «благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше». Принял святое Крещение, обратившись ко Христу, также и юноша Аглаид.

Стенгазета №168 13.10.2019 А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели