Еженедельная приходская стенгазета

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

(25 апреля)

Вход Господень в Иерусалим – один из главных церковных праздников, относящийся в Православной Церкви к числу двунадесятых. Посвящен воспоминанию описанного всеми четырьмя евангелистами важного события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника иудейской Пасхи, которое хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в воскресенье, за неделю до Пасхи, и открывает собой
Страстную седмицу. Поскольку в символике и самого Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (слав. «вайя»), праздник обычно называют Неделей ваий, в славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Согласно евангельскому повествованию, за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Христа, постилая свои одежды и срезанные с финиковых пальм ветви на Его пути, восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Последний возглас является парафразом исполнявшегося по большим праздникам Псалма 117: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня». Выражение «осанна в вышних» может быть истолковано следующим образом: «спаси Ты, Который в вышних» (свт. Иоанн Златоуст). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в т. ч. как приветствие Мессии-Царю. Евангелист Матфей пишет, что Вход Господа в Иерусалим заставил весь город прийти в движение. Народа, собравшегося на Пасху, было много, так как каждый иудей стремился отметить этот праздник в Иерусалиме. Бывали года, когда по приблизительным подсчетам в город приходило и приезжало более двух миллионов человек. Апостол Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря Четверодневного; Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

(в 2021 году выпадает на 26 апреля–1 мая)

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими, в каждый из них в церквях совершаются особые службы. Святитель Иоанн Златоуст учит: «В эту седмицу разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята, границы взяты; Бог мира примирил небесное и земное». Главным содержанием богослужения Великих понедельника, вторника и среды являются притчи и наставления, сказанные Иисусом Христом в последние дни перед Его страданиями, и сопутствующие этому внешние события. Каждый день совершается литургия Преждеосвященных Даров. Помимо выборочных Евангельских чтений на утрене и литургии, в первые три дня Страстной седмицы церковный устав предписывает прочитывать на часах почти все
Четвероевангелие: целиком Евангелие от Матфея, Марка и Луки, и наполовину – от Иоанна (до слов «Ныне прославися Сын Человеческий», ибо следующие за тем главы входят в состав 12 Страстных Евангелий). На практике Евангельские чтения начинаются заблаговременно и на Страстную остается только Евангелие от Иоанна.
На утрени Великого понедельника читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице, о неправедных виноградарях (Мф. 21:18–43); на литургии – беседа Господа о кончине века (Мф. 24:3–35). Другая важная богослужебная тема этого дня – ветхозаветный патриарх Иосиф, брошенный в ров, преданный и проданный в рабство собственными братьями, служащий прообразом предательства Христа Иудой.

Стенгазета №240 25.04.2021 А4-1

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели