Еженедельная приходская стенгазета

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

(11 апреля)

Четвертое великопостное воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника (VI–VII вв.) – монахаподвижника, игумена Синайского монастыря, автора классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Отрывочная биография святого написана, вероятно, его современником и другом, монахом Раифского монастыря Даниилом. Происхождение преподобного неизвестно, можно лишь
предположить, что он происходил из обеспеченной семьи, поскольку до ухода в монастырь получил образование, преуспев «во внешней мудрости». В шестнадцать лет он принял монашеский постриг на Синае и вверился духовному руководству аввы Мартирия. Уже в то время некоторые из святых подвижников пророчески предсказали, что юный инок станет игуменом Синайского монастыря и великим светилом вселенной. Житие сохранило такой рассказ. Однажды авва Мартирий, взяв с собой ученика Иоанна, пошел к великому старцу Иоанну Савваиту, который жил тогда в Гуддийской пустыне. Как скоро старец увидел их, он встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию не умыл ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил: «Почему ты так сделал, отче? Не учителю, но ученику умыл ноги и руку того целовал?» На это старец ответил: «Поверь мне, чадо, что я не знал, кто этот юный инок; принимал же я игумена Синайского, и игумену умыл ноги». После смерти своего духовного наставника, Иоанн Лествичник стал подвизаться в уединении в долине Фола у подножия горы Синай. Помимо молитвенных трудов днем он обрабатывал огород, а по вечерам и ночью «сочинял книги; это упражнение служило ему единственным средством против уныния». Здесь, вполне предаваясь отшельнической жизни, «он был снедаем рачением и огнем божественной любви». За исключением путешествия в Египет, он провел всю жизнь в Синайской пустыне, в гранитной пещере. Сорок лет прожил преподобный Иоанн отшельником, пока против воли не был поставлен игуменом монастыря Неопалимой Купины на Синае, который позднее стал монастырем святой Екатерины. В продолжение нескольких лет Иоанн оставался настоятелем, а затем, назначив себе преемника, стал снова подвизаться в безмолвии на прежнем месте, где и скончался. Уже в X веке преподобный Иоанн Лествичник почитался как святой, в православной Церкви его память совершается в день кончины 12 апреля (30 марта по ст. стилю) и в четвертое воскресенье Великого поста. Две стоящие обычно недалеко друг от друга памяти святого отражают разные богослужебные традиции, оставившие след в наших богослужебных книгах: переносить важные праздники, случающиеся в будние дни Великого поста, на субботы и воскресенья, или оставлять их на своих местах, на какой бы день они ни выпали.

СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ, ЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ

(12 апреля)

Святитель Софроний (в миру Стефан Назарьевич Кристалевский) родился в Полтавской губернии в 1704 году. С возрастом он поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский, и Павел, митрополит Тобольский. Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь, где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. Два года он был казначеем Покровского монастыря, затем по указу епископа Переяславского Арсения (Берлова) его перевели экономом в архиерейский дом. В 1735 году по епархиальным делам он был направлен в Санкт-Петербург, где провел два года и был замечен в Синоде. В 1742 году в числе других 29 монахов, собранных со всей империи для пополнения братии Александро-Невской лавры, Софрония перевели в Санкт-Петербург и сделали казначеем, а в 1746 году наместником обители. В этой должности он провел семь лет. Помощником Софрония стал его земляк преподобный Синесий (Иванов), которого он пригласил в Санкт-Петербург и назначил устроителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к лавре. С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста. В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741–1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского». 18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ

(14 апреля)

Преподобный Варсонофий (в миру Плиханков Павел Иванович) родился в 1845 году в Самаре. Его отец происходил из казаков, занимался торговлей, мать скончалась при родах. Вскоре отец женился вторично, благочестивая мачеха привила Павлу с раннего детства любовь к церковной службе, молитве. Знаменательный случай произошел с ребенком, когда ему было около шести лет. Он сам вспоминал позднее: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идет странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружен большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник». После окончания школы в 1854 году Павел Иванович поступил в гимназию в Полоцке, при которой жил в пансионе; в 70-х годах XIX века окончил Оренбургское казачье военное училище, затем штабные офицерские курсы в Санкт-Петербурге. С 1884 года служил начальником мобилизационного отделения в штабе Казанского военного округа, жил в Казани, к концу 80-х годах получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские монастыри, общался с блаженными старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с профессором КазДА архимандритом Антонием (Вадковским), который подарил ему книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил многие монастыри и храмы на Волге; ради встречи с преподобным Амвросием (Гренковым) в августе 1889 года побывал в Оптиной пустыни. Старец посоветовал ему через два года поселиться в пустыни. Павел взял благословение у мачехи на иночество и по прошествии двух лет подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха… В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

№238 11.04.2021 Стенгазета А4

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.

Перейти к верхней панели